Защитный слой из холодной литой смеси

Технология восстановления эксплуатационных параметров покрытия с использованием защитного слоя из холодной литой смеси.

При использовании описываемой технологии покрытие толщиной 10–15 мм и больше, устраивается из плотной смеси каменных материалов и эмульсии на ПБВ. Оно улучшает текстуру поверхности качения, исправляет продольные неровности, заполняет неглубокую колею и, восстанавливая слой износа, способствует сохранению существующего асфальтобетонного или цементобетонного покрытия. 

Слой устраивают из литой эмульсионно-минеральной смеси, т.е. без укатки. Смесь мелкозернистого каменного материала плотного зернового состава, медленно распадающейся эмульсии, минерального порошка и добавки, регулирующей время распада, приготавливается в передвижной установке и поступает в короб-распределитель, с помощью которого смесь укладывается на покрытие. Катионная эмульсия содержит ПБВ, свойства которого могут регулироваться в зависимости от климатических условий, например, пенетрация – 60/70, температура размягчения 58–64 °С, марка по Суперпейву 82–22. Каменный материал обычно содержит 45–60% щебня, 28–49% песка и минеральный порошок. Состав смеси тщательно подбирают. Благодаря хорошим адгезионным свойствам вяжущего в большинстве случаев не требуется подгрунтовка существующего покрытия.

За один проход укладывают от 6 до 40 кг/м2 смеси в зависимости от желаемой толщины слоя и максимального размера зерен: от 6–12 кг/м2 для смеси 0–2,36 мм до 25–35 кг/м2 для смеси 0–9,5 мм. При расходе 25 кг/м2 получается слой толщиной примерно 12 мм. В зависимости от типа укладчика работу можно вести отдельными замесами либо непрерывно. Типичный замес имеет массу 15–23 т, т.е. за день можно уложить от 60 до 150 т смеси. Машины непрерывного действия укладывают до 500 т в день. Перед усилением цементобетонного покрытия его поверхность следует увлажнить. Если поверхность бетонного покрытия очень пористая, может потребоваться подгрунтовка. При глубокой колее используют специальный короб-распределитель. В этом случае заполняют колею, открывают движение, а затем, после формирования материала в колее, с помощью стандартного короба-распределителя укладывают смесь на всю ширину. Составы смесей для заполнения колеи и для укладки защитного слоя могут отличаться.

Технология применима при температуре воздуха не менее 10°С в отсутствие дождя при условии, что не ожидается снижения температуры до 0°С в течение последующих 24 часов. В теплую погоду для формирования материала слоя достаточно 1–2 часов, после чего можно открыть движение автомобилей. В прохладную погоду может потребоваться перерыв до 6 часов. В зависимости от интенсивности движения, природных условий, состояния существующего покрытия и качества строительства типичный срок службы слоя из литой эмульсионно-минеральной смеси — 3–5 лет. Весомым достоинством описанной технологии является ее высокая экономическая эффективность при минимальных материальных и финансовых затратах.